Отредактировано:30.11.07 23:42
[/SIZE][FONT=Geneva][COLOR=blue]
Все наши беды от гордости. Порой мы переступаем церковный порог, думая, что это мы нашли Бога. А ведь прав о. Андрей Кураев: «Не мы находим Бога, это Он находит нас!»
– Я вот недавно в церковь хожу. Но вижу, так сказать, «свежим глазом», что многое здесь надо менять!
– Почти согласен с Вами, – ответил батюшка, – но изменить следует лишь одно. Нужно двери в храмах сделать очень низкими. Чтобы всякий вошедший в церковь сперва поклонился, а затем уж смотрел, что да как переиначивать.
* * *
По подходу к вопросу о понятности богослужения народ делится на «консерваторов» и «реформаторов». Мы умышленно оставим в сторонке тех, кому это вообще безразлично – тех, кто ходит лишь набрать святой воды и освятить колбасу.
Но как поступить тому, для кого посещение храма – не пустая формальность? Выход есть. Маленькая книжечка «Всенощное Бдение и Литургия» – серьезное подспорье для понимания службы. Во всяком случае, неизменяемых текстов суточного круга. То, что не воспринял на слух, с успехом восполняется чтением. Можно задержать ненадолго внимание, поразмыслить над услышанным, «проникнуться». Максимум за полгода среднестатистического посещения служб человек уже может даже часы читать. Хотя бы гражданским шрифтом. Но самое главное: прихожанин ощущает себя не зрителем, а соучастником храмового действа. Он уже знает, что за чем поют и предвкушает события службы. Но...
Стоит как-то в храме новоначальный. Следит по книжечке за литургией. Тут «бабка-черный ворон» – хвать его за книжку:
– Дома надо к причастию готовиться! А тут не читальня! Молиться надо!
– А я за службой слежу.
– Дома надо за службой следить! А тут батюшка за всем следит!
Вот тебе и ответ... Я почему-то предполагал, что батюшка тоже молится, а не «следит за всем». Ну да Бог с ней, с бабкой...
Думается, есть смысл проявить «инициативу снизу»: поговорить с настоятелем храма и завести на видном месте пачку таких книжек. Каждый может взять попользоваться, а после службы положить на место. Более опытные с готовностью подскажут опоздавшему «где мы сейчас». Да, со временем книжки растреплются и зачитаются. Но стоят они недорого – собрать средства на их обновление легко.
Струны духовные
Струна издает чистый и верный звук, лишь будучи правильно натянутой. От небрежного стояния в храме вместо молитвы выходит лишь «дребезжание». Перетяни струну – и звук фальшивый, и порвется скоро. «Перетянутость» души – свидетельство духовного прельщения.
Настрой себя на молитву – и твоя душа воспоет Богу в хоре молящихся голосов.
* * *
Чем лучше знаешь церковную службу, тем меньше обращаешь внимания на внешнее, тем глубже воспринимаешь внутреннее. Внешнее – лишь сверкание благолепия. Внутреннее – это его Источник. Внутреннее невыразимо словами, это прикосновение Бога к человеческому сердцу.
«Новости благочиния»
Поговаривают, что скоро в наших храмах введут две новые церковные должности: «отбиратор» и «растоптатор». Первые будут отбирать пищащие во время службы мобилки, а вторые...
Перед входом в храм – выключи мобилку!
Покаяние
Когда Господь касается сердца, человек вдруг понимает, что Православие – это не только стояние со свечкой на Пасху. Что быть православным немыслимо без регулярной Исповеди и Причастия. О том, когда и куда сходить на исповедь, вам подскажут. Но о чем вы расскажите священнику и как именно вы это сделаете?
Десятилетний отрок пришел на исповедь. Достал исписанную детским почерком бумажку и стал «каяться» в грехах, явно переписанных под руководством мамы из толстой церковной книжки. Часто даже не понимая смысл произносимых слов.
– Ну, это ты из книжки переписал, – прервал его батюшка, – а в чем тебе действительно стыдно? Что мешает тебе уснуть? О чем неприятно даже вспоминать?
– Я... Ну, я... Я девочке из нашего класса в портфель воды налил. А еще, когда один мальчик во дворе попросил у меня машинку поиграть, сказал что его родители – нищие. Он расплакался и ушел. А еще я голубя из рогатки убил. Просто так убил. Мальчишки смеялись – и я вместе с ними. Хотя мне ведь жалко голубя было.
– Бог тебя простит, – тихо сказал батюшка, – ты уже знаешь, что поступал подло. У одноклассницы попроси прощения. У мальчика во дворе – тоже. И постарайся подарить ему от чистого сердца хорошую игрушку. Тварей живых тоже миловать надо и защищать от злодейства. Ну, все у тебя? Или еще что?
– Все... Нет! Еще со мной, у меня... – слезы потоком полились из детских глаз, – моя бабушка! Она весной умерла. Она любила меня. И я ее тоже. Но когда она сердилась на меня, я ей в спину дули и палец показывал! Я ведь уже даже прощения попросить не могу...
– У нее не можешь – но можешь у Бога. Я думаю, милостью Божией она тебя уже простила, и молится о своем любимом внучке перед Богом. А ты молись о упокоении своей бабушки, хоть коротко, но каждый день. Бог тебя простит.
Божии Заповеди и мы
Десять Заповедей знают все – исполняют не все.
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2...3).
В погоне за «продвинутостью религиозных воззрений» многие сегодня пытаются соединить несоединимое. Оккультная литература и нехристианская мистика порождает полную «кашу» в головах новоначальных. Тут тебе и Иисусова молитва, и Агни-йога, и Будда с Кришной в одной упаковке. Тут и советы почаще собороваться – «для прочищения чакр»! Незнание своей веры и горделивое стремление познать чужие верования порождает полное смятение души. И, как результат этой путаницы, – вместо «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя...»: